Задания по обществознанию 5, 6 классы
I. Ответить Да или нет.
1. Взаимодействуя с окружающим миром, человек в процессе разнообразной деятельности познает не только мир, но и самого себя
2 Гражданин России получает паспорт в 18 лет — неверно (в 14 лет)
3 Россия – мононациональное государство — верно
4 Потребности человека могут быть подлинными и мнимыми — верно
5 Сказки отражают представления людей о мире — не верно
II. Выберете один или несколько правильных вариантов ответа:
1 Укажите, какая из нижеперечисленных ситуаций не относится к экономической сфере:
А. Покупка новой спортивной формы;
Б. Принятие закона в Государственном Совете Республики Татарстан;
В. Продажа пирожных;
Г. Покупка дачного домика;
Д. Ремонт бытовой техники.
2 Какая из перечисленных ниже характеристик человека не является отличительной по отношению к животным?
А. Способность к творчеству;
Б. Сознательная трудовая деятельность;
В. Инстинкт самосохранения;
Г. Членораздельная речь;
Д. Специальное создание орудий труда.
3 Выберете возрастные статусы:
А. Работник;
Б. Пожилой человек;
В. Потребитель;
Г. Юноша;
Д. Студент;
Е. Подросток;
Ж. Друг;
З. Сосед;
И. Посетитель музея.
4 Выберете из приведенного ниже списка конституционные обязанности граждан:
А. Защита отечества;
Б. Гражданская служба;
В. Уплата налогов;
Г. Неприкосновенность жилища;
Д. Сохранение природы и окружающей среды;
Е. Прилежная учеба.
III. Установите соответствие:
1 Между видами потребностей и конкретными примерами:
Виды потребностей:
1. Биологические — в еде, отдыхе
2. Духовные — В получении знаний о мире, В самопознании
3. Социальные — в общении, труде
А. В самопознании;
Б. В еде;
В. В общении;
Г. В отдыхе;
Д. В труде;
Е. В получении знаний о мире.
2 Соотнесите товары и услуги:
1. Товары;
2. Услуги.
А. Мобильный телефон;
Б. Автомобиль;
В. Стрижка;
Г. Химчистка платья;
Д. Мебель;
Е. Обучение на платном отделении высшего учебного заведения.
- Товары: А. Мобильный телефон, Б. Автомобиль, Д. Мебель.
- Услуги: В. Стрижка, Г. Химчистка платья, Е. Обучение на платном отделении высшего учебного заведения.
IV. Укажите, какой элемент в ряду является лишним и объясните почему.
1 Завод, банк, реклама, выборы, рынок.
2 Сказки, пословицы, боевик, частушки.
- Реклама — это не учреждение или организация, в отличие от завода, банка, выборов и рынка. Она может существовать отдельно от них, тогда как они не могут функционировать без определенной степени интеграции.
- Боевик — это жанр кино, тогда как все остальные элементы списка относятся к устному народному творчеству.
V. Внимательно прочитайте стихотворение Г. Боргуль, выполните задания.
Мы с моей подружкой Машей
Вместе ходим в детский сад.
В нашей группе появились
Трое новеньких ребят.
Среди них мальчишка Вовка,
Очень вредный и плохой.
Он вчера кричал на Машу,
А потом толкнул рукой!
Я хотела заступиться
За подругу – сдачи дать,
Только Маша почему-то
Позвала его гулять!
Мы лепили вместе бабу,
Он катал нам снежный ком.
Поиграли в астронавтов
И домой пошли потом.
Утром Вовка прямо в группе
Снять ботинки нам помог,
Не кривлялся и не дрался,
Помогал нам всем чем мог!
И с тех пор всегда мы вместе,
Вовка наш хороший друг.
Отчего ж он изменился
Как-то быстро, как-то вдруг?
Я подумала немного
(Ну, полчасика всего),
И решила – просто Маша
Применила волшебство!
Как вы считаете, чем объясняется «волшебство» Маши?
Напишите небольшое рассуждение на указанную тему. Постарайтесь выстроить систему аргументации, а также использовать обществоведческие термины.
“Волшебство”, которое, по мнению автора стихотворения, применила Маша, на самом деле является результатом ее способности к эмпатии и умению находить общий язык со всеми окружающими. Умение ладить с людьми — это своего рода “волшебство”, которым обладают немногие.
Маша смогла понять причины поведения Вовки и найти к нему правильный подход. Вероятно, она увидела, что его агрессия была вызвана какими-то внутренними проблемами или неудачами. Вместо того, чтобы отвечать на его выходки агрессией, Маша показала ему понимание и заботу. Она пригласила его гулять, и во время прогулки они смогли найти общие интересы и темы для разговора. Благодаря этому, Вовка увидел Машу с другой стороны — не как объект для агрессии, а как интересного собеседника и товарища по играм.
Таким образом, “волшебство” Маши заключается в ее способности понимать других людей, находить с ними общий язык и налаживать отношения. Это является важным качеством, которое помогает нам жить в мире и гармонии с окружающими.
V. Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы:
1. Какую глобальную проблему отражают данные фотографии?
Ответ:
2. Какие ее проявления отражены на фотографиях?
Ответ:
3. Назовите два любых других проявления, не отраженные на фотографиях.
Ответ:
4. Назовите возможные пути решения проблемы (не более двух).
Ответ:
Проблема:
Данные отражают глобальную проблему экологического кризиса и потери биоразнообразия.
Другие проявления: 1) Исчезновение видов растений и животных; 2) Загрязнение водных ресурсов.
Пути решения: 1) Переход на экологически-чистые источники энергии и борьба с загрязнениями воздуха; 2) Внедрение экологичных технологий и сокращение мусора свалок.
VI. Решите логическую задачу.
В логике есть понятие «умозаключение», означающее мыслительные действия, в результате которых из нескольких принятых суждений получается новое утверждение – следствие. Выберите все следствия, вытекающие из приведённых ниже суждений:
А. Все пирожные сладкие;
Б. Все торты являются пирожными.
Варианты ответов:
1. Некоторые пирожные сладкие
2. Некоторые пирожные – торты
3. Все пирожные – торты
4. Все торты – сладкие
5. Некоторые торты – пирожные
6. Некоторые торты сладкие
7. Все, что является сладким, — пирожные
8. Некоторое сладкое представляет из себя пирожное
VII. Решите экономическую задачу.
В первом вагоне электропоезда ехало в 4 раза больше пассажиров, чем во втором. Когда из первого вагона вышло 40 пассажиров, а из второго – 10 пассажиров, то в обоих вагонах пассажиров стало поровну.
1. Сколько пассажиров было в каждом вагоне вначале?
2. Сколько стоил билет, если в кассе оказалось 5000 руб.?
Решение:
- Пусть x пассажиров было во втором вагоне вначале. Тогда в первом вагоне было 4x пассажиров. После того, как из первого вагона вышли 40 пассажиров, в нем осталось (4x — 40) пассажиров. Во втором вагоне после выхода 10 пассажиров осталось (x — 10) пассажиров. Составим уравнение:
4x — 40 = x — 10
3x = 30
x = 10.
Значит, во втором вагоне было 10 пассажиров вначале, а в первом — 4 * 10 = 40 пассажиров.
- Пусть билет стоил x рублей. После выхода пассажиров в первом вагоне осталось 40 — 40 = 0 пассажиров, во втором — (10 — 10) = 0. Значит, все 5000 рублей были уплачены за выход пассажиров. Составим уравнение:
(40 * x) + (10 * x) = 5000
50x = 5000
x = 100.
Ответ: 100 рублей стоил билет.