1 Ответ
Задание 1.
Укажите слова, где количество букв и звуков совпадает: Пыль, ясно, съёмка, деревья, болезнь, льют, моя, семья, песня, Ялта.
Транскрипция каждого слова [пыл’, й’асна, сй’омка, д’ир’эв’й’а, бал’эз’н’, л’й’ут, май’а, с’им’й’а, п’эс’н’а, й’алта]
Считаем буквы и звуки. Одинаковое количество в словах: съёмка, деревья, льют, семья, песня. Во всех этих словах, кроме слова песня, мягкий знак не обозначает звука, но при этом гласные Ё Я Ю обозначают два звука, поэтому в них одинаковое количество букв и звуков.
Задание 2.
Расставьте ударение в словах.
КиломЕтр, алфавИт, каталОг, тОрты, цыгАн, щавЕль, красИвее, баловАть, бАнты, повторИт.
Задание 3.
У какого слова значение определено неверно. Дайте правильное значение.
1) недоумение — сомнение, удивление;
2) невежда — грубый, невоспитанный человек; +
3) изморозь — иней на ветках деревьев, на проводах;
4) пороша — только что выпавший снег.
Ответ: невежда означает необразованный человек, неуч. А грубым и невоспитанным человеком называют невежу. Невежа и невежда — разные понятия.
Задание 4.
Выпишите слова, строение которых соответствует модели Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, японка, солонка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка.
Суффикс -онка — собачонка, одежонка, книжонка, бумажонка, солонка
Задание 5.
Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.
A) Есть (предел) и моему терпению.
Б) Раненый солдат находился на (грани) жизни и смерти.
B) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за (рубежа).
Г) Небольшая речка служила естественной (границей) между деревнями.
Д) Важно в любой ситуации держать себя в (рамках) приличия.
Задание 6.
Замените устаревшие слова словами современного русского языка: перст, прискорбно, рок, сей, стезя, трапеза, уповать, уста, чадо, чета.
Ответ (слова по порядку): палец, печально или грустно, судьба, этот, дорога, еда, надеяться, рот, ребенок, двое.
Задание 7.
Составьте фразеологизмы, используя части выражений из первой и второй колонок. Объясните их значения.
1) Дрожит
a) до небес
2) Знать
б) сложа руки
3) Сидеть
в) в собственном соку
г) на чистую воду
4) Вариться
5) Держать
д) как сыр в масле
c) вокруг пальца
6) Выводить
7) Катается
ж) из мухи слона
з) как осиновый лист
8) Возносить
9) Водить
и) в ежовых рукавицах
10) Делать
к) как свои пять пальце
Ответ:
дрожит как осиновый лист (то есть боится, очень страшно),
знать как свои 5 пальцев (разбираться в чем-то на отлично),
сидеть сложа руки (ничего не делать, бездельничать),
вариться в собственном соку (жизнь сосредоточена исключительно на себе),
держать в ежовых рукавицах (жесткий строгий контроль),
выводить на чистую воду (обличать/разоблачать),
катается как сыр в масле (беззаботная легкая жизнь на всем готовом),
возносить до небес (восхвалять или гордиться кем-либо или собой),
водить вокруг пальца (обманывать),
делать из мухи слона (преувеличивать что-либо, к примеру, проблему).
Задание 8.
Найдите «лишние» слова в предложениях. Объясните.
1) Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра. (Лишнее слово «приблизительно»)
2) У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы. (Лишнее слово «пожилой», поскольку слово «старик» и так подразумевает пожилого человека, это плеоназм)
3) Мы заранее предвидели все трудности похода. (Лишнее слово «заранее», поскольку слово «предвидели» подразумевает заранее/заблаговременно предположить что-либо)
4) Новые туфли оказались ей немного великоваты. (Лишнее слово «немного», поскольку «великоваты» это и означает, что туфли немного не по размеру)
5) Мой дедушка — старый ветеран войны и труда. (Слово «старый» лишнее, ведь ветеран, он и есть старый опытный человек)
Задание 9.
Найдите предложения, в которых неправильно выделена грамматическая основа. Определите, какими частями речи выражены главные члены во всех предложениях.
1) Шила в мешке не утаишь.
2) Шипение и хрипение в часах усиливались по мере приближения стрелки к цифре.
3) После дождя пахнет луговыми травами.
4) Последнюю зиму к нашему дому все время подбегали три белочки.
Ответ: в 1 и 4 предлодениях неверно выделена грам. основа.
Части речи: 1. Сказуемое-глагол. 2. Подлежащее-существительные. 3. Сказуемое-глагол. 4. Сказуемое-глагол, сочетание слов.
Задание 10.
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 2-3 предложения, продолжив текст.
A. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
B. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку — ка — ре — ку!».
Ответ: ГАДБВ
Два предложения: Тихоня смело выскочил и успел клюнуть ястреба. Тот отпустил петуха и улетел.