5, 6 кл Русский язык (3-5 октября, 2023), ответы какие?

 

1. Прочитайте предложения.

1) – Не беспокойтесь, я буду молчать как _____. [Николай Носов. «Весёлая семейка» (1949)]

2) После восьми часов ____ уходила отсюда ― между причалом и деревней начинал тарахтеть речной трамвайчик, появлялись моторные лодки. [Юрий Трифонов. «Обмен» (1969)]

3) ____ была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост. [А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (1911)]

4) Победу одерживает игрок, выкладывающий фишку, после которой у других участников нет соответствующих комбинаций для продолжения состязания. Именно этот блокирующий ход в игре называется __________. (Из правил игры в домино)

Во всех примерах пропущено одно и то же слово (форма слова в одном предложении отличается). Запишите это слово в начальной форме.

Ответ: рыба

 

2. В одном случае это слово входит в состав фразеологизма.

Какой глагол использован в этом фразеологизме?

Ответ запишите в начальной форме.

Ответ: молчать

 

3. Прочитайте предложения. Найдите в этих текстах два слова (глагол и существительное), которые являются историческими родственниками, но не являются родственными в современном русском языке.

Выпишите слова в той форме, в какой они стоят в тексте.

1. В поле обнаружили мы лошадей и пытались их ловить, но нашли их столь пугливыми и осторожными, что никак не могли поймать ни одной. [В. М. Головнин. (1813)]

2. Дети знают, зачем они учат язык, приобретают опыт общения со сверстниками, а для учителя – это шанс увидеть всё, чему он обучает детей. [Форум: Были вы в стране преподаваемого языка? (2008–2011)]

 

4. Выберите из списка синонимы, которыми можно объяснить значение найденного вами слова из предложения № 1:

схватить

ловить

стараться

смотреть

пробовать

изучать

стремиться

 

5. В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» есть такие строки:

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, въехал в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и оказался в лесу.

В тексте в одном из предложений употреблены существительные-антонимы.

Антонимы: жар и холод (противоположные по смыслу слова)

Записать в ответе надо слово жар

Запишите один из антонимов (А) (в начальной форме). Для этого определите для него исторически родственные слова с опорой на данные ниже значения. Запишите найденные слова в начальной форме.

Слово (А)

(1)«устройство, предназначенное для отопления помещений с использованием электроэнергии» (12 букв) — обогреватель

(2)«беда, скорбь» (4 буквы) — горе

(3)сказочная птица — жар-птица

(4)«палёный, жжёный» (слово без приставки, 7 букв) — горелый

(5) «уничтожающий все вокруг огонь» (5 букв) — пожар

 

6. В таблице ниже приведены корпусные данные о сочетаемости прилагательных, образованных от существительных арбуз, каштан, лимон (в таблице эти существительные обозначены буквами А, Б, В, их порядок может быть другим).

От этих существительных прилагательные могут быть образованы с помощью суффиксов Х и Y.

арбуз  В

каштан А

лимон Б

 

7. Какие суффиксы зашифрованы буквами X и Y?

X: ов

Y: н

 

8. Укажите строку, в которой все глаголы – II спряжения.

Пить, жить, лить, топить

Терпеть, вертеть, дышать, стелить

Молчать, спать, гореть, кричать

Хотеть, есть, дать, бежать

 

9. Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

(1822 г.) и выполните задания.

(1) Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

(2) И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

(3) Твой конь не боится опасных трудов:

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от коня своего.

В тексте встречаем два исторически родственных слова: существительное а) (укажите в той форме, в которой слово употреблено в тексте) и прилагательное б) (укажите в той форме, в которой слово употреблено в тексте), которое образовано от другого существительного (не из данного фрагмента) в) . В современном русском языке это существительное (в) может обозначать перепалку, ссору, ругань, а раньше имело значение, близкое к значению слова г) , употреблённого в третьей строфе.

Вероятно речь идет об этих словах:

бронёй и бранному

 

10. Выпишите из текста слово, которое обозначает древнее оружие, представляющее собой сложенный петлёю ремень.

Ответ: праща

 

11. Ознакомьтесь со статьёй этимологического словаря Н.М. Шанского, в которой описано происхождение одного из слов, употреблённого в рассматриваемом фрагменте «Песни о вещем Олеге».

Общеслав. Суф. производное (суф. -н-, ср. чёрный) от той же основы, что сивый, сиять (см.). Буквально — «блестящий, сияющий».

Что это за слово? (укажите в начальной форме)

 

12. Есть такой анекдот.

Жена говорит мужу:

– Полей цветы.

Муж (не отрываясь от газеты):

– Лесов деревья.

На каком языковом явлении построен этот анекдот?

использование фразеологизмов

антонимия

однородные члены предложения

синонимия (лесов деревья)

омонимия

повторение частей речи

 

13. Перед вами – график, на котором отражена некоторая закономерность.

Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, а слово «соль» – пятнадцати; словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.

Выберите из приведённых ниже букв только две, которые в данной системе будут соответствовать наибольшим числам. Ответ: ь ъ

 

14. зашифруйте слова:

трава 8

конь 15

 

15.Прочитайте предложения.

Из каждого примера выпишите по два слова, которые являются историческими родственниками. Выпишите все слова в той форме, в какой они стоят в тексте.

1) Официант в ресторане гостиницы, наливающий в тарелку суп, внимателе, как лаборант, значителен, как судья, сосредоточен, как Флобер в кресле с мягкой подстилкой за письменным столом. [Рецепты национальных кухонь: Франция (2000–2005)]

 

16. 2) Материнской заботой окружили Андрюшу бабушки, принесли и застелили свежее постельное бельё, повели в красный уголок совхозной гостиницы, накормили остатками ужина, вкусного, мясного, пахучего. [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 1998]

 

17. Даны слова на русском языке и их переводы на белорусский язык.

Переведите на белорусский язык слова:

Подвал — падвал

Поливать — палiваць

Скрипач — скрыпач

Писа́ть — пiсаць

 

Visited 58 613 times, 1 visit(s) today

Добавить комментарий

Не копируйте текст! Все права защищены!